Содержание
бизнес-плана Создание новых проектов предполагает предварительное
экономическое обоснование их целесообразности, последующее планирование
необходимых затрат на их осуществление и ожидаемых конечных результатов.
Бизнес-планирование позволяет экономистам-менеджерам не только обосновать
необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность
его реализации в действующих рыночных условиях. При стабильной и устойчивой работе предприятия
бизнес-план может быть направлен на обновление основных производственных
фондов и развитие новых технологий. При значительном спаде производства, имеющем место в
переходный период, бизнес-план должен предусматривать поиск новых рынков,
расширение сбыта продукции и т.п. В одних случаях требуется разработка комплексных
бизнес-планов, в других — локальных
бизнес- проектов. Бизнес-планы нужны на открытие любого
нового проекта или своего дела всем производителям и предпринимателям.
Бизнес-план, в конечном счете, должен дать правильный ответ на такие важные
вопросы рыночных отношений, как возможная стоимость проекта и планируемые
доходы. Каждый предприниматель должен знать, сколько будет стоить новый
проект, и принесет ли это дело доходы, а если принесет, то когда и какова
степень риска? Ответы на эти вопросы рационального хозяйствования в сложных
рыночных отношениях дает правильно составленный бизнес-план. Практика планирования подтверждает тесное
взаимодействие бизнес-планов и социально-экономических планов, сложившихся на
российских предприятиях в последние годы. Однако между этими видами планов
существуют и различия, свидетельствующие о наличии у каждого из них своего
собственного предмета и места, как в сфере внутрифирменного планирования, так
и во всей системе рыночного хозяйствования. Во-первых, бизнес-планирование, в отличие от внутрипроизводственного или корпоративного планирования,
включает не весь комплекс общих целей предприятия или корпорации, а одну из
важнейших задач, определяющих конкретное
содержание планирования нового вида деятельности или бизнес-проекта. Бизнес-план ориентируется главным
образом на разработку новой стратегии или тактики развития предприятия, тогда
как социально-экономическое планирование может включать различные виды
совместной текущей и перспективной деятельности. Во-вторых, бизнес-планы разрабатываются на инновационные проекты, четко очерченные временными
сроками их выполнения, по истечении которых работа над
данным бизнес-проектом завершается.
Внутрифирменное планирование производится и осуществляется непрерывно на всех
уровнях управления хозяйством. По мере выполнения одного годового плана
фирмы после соответствующей корректировки переходят к осуществлению
очередного плана и т.д. Бизнес-план имеет не только четкие временные, но и
более узкие пространственные границы, тогда как любой внутрифирменный план
таких четких ограничений не имеет. В-третьих, основное назначение
бизнес-плана состоит в открытии предпринимателями нового
дела и получении на выполнение проекта необходимых производственных ресурсов
и, в первую очередь, денежных средств. Поиск надежных инвесторов требует
наиболее тщательного обоснования многих финансовых показателей с учетом существующей
степени риска не только во внутренней производственно-хозяйственной
деятельности, но и во внешних кредитно-финансовых и банковских структурах.
Внутрифирменные планы необходимы в большей степени для собственного
использования, тогда как бизнес-планы нужны для внешних инвесторов и
кредиторов. В-четвертых, бизнес-планы разрабатываются непосредственно под руководством и при личном участии
предпринимателя — учредителя фирмы. Внутрифирменным планированием, как правило, занимаются
профессиональные экономисты-менеджеры и плановики линейных и функциональных подразделений
предприятия. Личное участие каждого бизнесмена-предпринимателя в разработке
делового плана своего нового предприятия способствует не только выработке
реальной стратегической и оперативной цели, но и обеспечивает в будущем
наиболее совершенную организацию выполнения бизнес-проекта на основе соизмерения затрат и результатов. На начальных этапах составления бизнес-планов на те
или иные бизнес-проекты
достаточно приближенных ответов на основе выполнения укрупненных расчетов
экономистами-менеджерами. В дальнейшем требуется проведение специалистами
подробных или уточненных расчетов основных планово-экономических показателей.
Содержание бизнес-плана, его состав и степень детализации определяются
взаимодействием таких факторов, как вид и объем выпускаемой продукции,
величина рыночного спроса и предложения, уровень развития и масштабы
производства, источник финансирования бизнеса и платежеспособность предприятия
и т.п. Для
предварительного технико-экономического обоснования бизнес-проекта, как подтверждает отечественная
практика, необходимы следующие рыночные показатели: 1) общие исходные
данные и условия выполнения проекта; 2) рынок сбыта
продукции и производственная мощность; 3) материальные
факторы производства и требуемые ресурсы; 4) местонахождение
предприятия и транспортные связи; 5) проектно-конструкторская документация; 6) организация
предприятия и накладные расходы; 7) потребность в
трудовых ресурсах и источники покрытия; 8) планирование
сроков осуществления проекта; 9)
финансово-экономическая оценка бизнес-проекта. Приведенные показатели бизнес-плана определяют не
только содержание, но и последовательность выполнения необходимых планово-экономических
расчетов. Поэтому для качественной разработки бизнес-планов необходима достоверная исходная маркетинговая,
производственная, финансовая и другая планово-экономическая информация. В связи с этим рассмотрим примерную структуру действующих на
зарубежных фирмах бизнес-планов, раскрывающих более подробно как исходную информацию, так
и разрабатываемые на ее основе плановые показатели. |